Размышления владельца дома из мешков

Мы с женой мечтали об экодоме, долго размышляли из чего строить, и в итоге построили себе дом из мешков с грунтом.

О плюсах и минусах такого дома по сравнению с соломенными блоками и саманом (и лёгким, и тяжёлым) я уже писал, также писал почему для нас эта технология подошла больше всего. Но что-то стало видно только после завершения строительства, в процессе отделки и эксплуатации.

Скажи кому-то из «нормальных» людей, что построил дом из мешков — все начинают в лучшем случае сомневаться, в худшем — считать тебя за ненормального. И в этом нет ничего удивительного, ведь строительная индустрия очень хорошо поработала над тем, чтобы всё, что не «современный», не изготовленный промышленным способом материал — считалось непригодным для строительных нужд. Строительной индустрии нужны деньги граждан, поэтому она насоздавала мифов, которыми бередит мозги обывателям. Но миф имеет силу лишь в отсутствии информации. Когда появляется достоверная информация — миф развеивается сам собой. Попытаюсь взять на себя ответственность и поделиться с вами такой Информацией.

Я уже писал о психологии, которую внедряют в мозги усыплённых комфортом граждан, о потребительстве и как бороться с ним в себе. Вообще считаю, что психология (но в несколько иной форме чем сейчас) скоро станет самой главной, довлеющей над другими, наукой. К чему я о психологии? Да к тому, что часто люди строят свою систему стереотипов основываясь не на реальности (на характеристиках тех или иных объектов или материалов), а на собственных (или даже внедрённых извне) домыслах, страхах, идеализациях, пристрастиях — т.е. на эмоциях. И нужно понимать, что если строишь замки в голове, основываясь прежде всего на эмоциях, то погружаешь сам себя в иллюзию. Но неудовлетворительные результаты деятельности, основанной на иллюзорных факторах, и разочарование — будут вполне реальны. На этой пафосной ноте перейдём к разбору мифов о домах из мешков.

Про истлевающие мешки, песчаные стены и штукатурку

Самый распространённый миф — что мешки сгниют (испаряться, истлеют, …), их содержимое рассыплеться, и дом рухнет. Уже неоднократно говорил, что мешки нужны лишь как опалубка на этапе возведения стен и их утрамбовывания. Любой грунт, каким бы ни был его состав, после утрамбовывания будет держать форму, даже если мешок исчезнет любым возможным и невозможным способом. А на это ему требуется время и соответствующие условия.

Полипропилен, из которого чаще всего сотканы мешки, разрушается под воздействием солнечных лучей, точнее ультрафиолета. Ходят слухи, что за две недели на открытом Солнце мешок разрушается. Со всей ответственностью заявляю, что это вздор или намеренно распространяемая ложь. Мы положили наши стены в августе-сентябре 2013 года и не успели до зимы закрыть их штукатуркой. Лишь к февралю мешки начали быть ощутимо хрупкими, но лишь на внешней стороне южной стены. И лишь в мае они стали превращаться в труху. Но все остальные стены, на которые не падали прямые солнечные лучи, вообще никак не изменили своих свойств. Их как будто только положили. Т.е. если мешки защитить (штукатуркой или просто чем-то завесить), то с ними не случится вообще ничего.

Мешок защищает стены (грунт) от эрозии (от ветра и дождя), но и при отстутствии мешка влияние эрозии зависит от количества вяжущего (глины или цемента). Если вяжущего вещества мало, то влияние эрозии больше. У нас именно такая ситуация, состав грунта глина/песок в среднем 1/8. Это далеко от прочной саманной смеси (глина/песок 1/3 или 1/4, плюс солома), и можно сказать, что у нас стены из песка. Но и стены из песка, не защищённые мешком, не так сильно подвержены эрозии, как может показаться. На момент написания этой статьи (июнь 2014) часть южных стен я намеренно оставил незаштукатуренными чтобы посмотреть как поведут себя стены. И практика показывает, что стены из песка не боятся воды, но потихоньку разрушаются ветром.

Но если в вашем грунте вяжущего (глины или цемента) много достаточно, то ветер стенам не страшен. Именно поэтому стены защищают штукатуркой, а под штукатуркой ничего не случится ни с мешками, ни с песком. Кстати, на истлевшие на Солнце мешки штукатурка ложиться плоховато, на песок лучше, но хуже чем на целые мешки. Это действительно минус и повод задуматься о том, что заштукатурить стены (хотя бы южные) нужно пораньше. Но хоть штукатурка ложиться с трудом и небольшими порциями, но ложиться, и без всякой штукатурной сетки. А после застывания держиться вполне хорошо. Так что я считаю эксперимент с незаштукатуренными стенами удачным.

Купол или стены+крыша

Разработчик технологии, Надир Халили, изначально позиционировал её как технологию строительства куполов (очень познавательный фильм о ней: 1, 2, 3, 4, 5 части). И успешно строил и строит их. Да, я согласен, что геодом (дом сферической формы) — идеален с точки зрения теплопотерь. Но это теоретически. На практике чаще приходится сталкиваться с тем, что у любого решения есть и плюсы, и минусы.

И если сравнивать две схемы: 1) купол и 2) стены+перекрытие+крыша, то это даёт дополнительную пищу для размышлений. Возьмём условный купольный дом с внутренней площадью 40м² (внешний радиус 3м, внутренний 2,5м, два этажа по 2,5м высотой) и мой круглый дом в 40м² (внешний радиус 4м, внутренний 3,5м, один этаж 2,5м высотой). Не буду утруждать вас вычислениями и формулами, кому надо — сам всё посчитает. А я сразу перейду к анализу. Площадь утепляемой поверхности первого дома 103,62м², второго 113м². Как видно, купольный дом действительно эффективнее.

С утеплением стен и у купольного, и у круглого всё понятно. Но как утеплять сферическую крышу купола? И дело не столько в том, как его там крепить, сколько в самой технологии (работа с лестницы, фигурная нарезка материала и прочее веселье). С перекрытием же круглого дома проблем гораздо меньше: привёз камаз опилок, распределил ровным слоем — и всё. Это быстрее, проще, дешевле, эффективнее. Хотя, можно попробовать насыпать курган из опилок на купольный дом. Будете такое делать — запишите видео и пришлите мне, мне реально интересно :) Я понимаю, что если человек хочет себе купольный дом, то лишние время и деньги на его утепление — это вполне преодолимое препятствие. Но есть ещё один момент, о котором тоже нужно упомянуть.

Проволока или колья

В оригинальной технологии Надира Халили между каждым рядом мешков необходимо прокладывать колючую проволоку. Я и сам сначала думал класть проволоку, но жена упорно сопротивлялась. Она не хотела экранироваться, да и вообще работа с колючей проволокой требует особой осторожности. Закончилось всё тем, что вместо проволоки мы прокалывали каждый второй ряд на глубину трёх-четырёх рядов деревянными кольями. Но мой мятежный разум размышлял, анализировал, искал слабости, но в итоге я понял что мы поступили правильно. Почему?

Надир Халили строил купола. Когда строишь купол, то в какой-то момент кривизна стен становится такова, что мешки начинают сползать внутрь, особенно когда их трамбуешь. Как с этим бороться? Просто кладёшь мешки на колючую проволоку, и они не съезжают. Плюс, куполообразные строения испытывают нагрузки, направленные не только вниз, но и в стороны. Так что проволока не даёт разъезжаться стенам, особенно во время землетрясений, плюс работает как арматура в бетоне (только в основном на растяжение).

Теперь внимание, вопрос: зачем класть проволоку в обычные вертикальные стены, к тому же квадратных сооружений, не испытывающих боковых нагрузок? Фотографий и видео такого в тырнетах полным-полно. В квадратных стенах проволока работает только в углах. Но понимают ли это строители с этого видео? Ведь выносов стен, которые они делают на углах, вполне достаточно для их (углов) укрепления, и проволока на мой взгляд в данном случае не работает вообще…

Мешки или рукава

Ещё одно отличие технологии Надира Халили от того, что стали делать впоследствие — он строил не из мешков, а из рукавов. С одной стороны может показаться, что это удобнее. Спешу сообщить: это не так. Самое большое неудобство связано с тем, что перед тем, как заполнять рукав, необходимо одеть его на что-то типа ведра без дна. Согласен, что это не такой уж большой недостаток. Но на это тратиться время, а мы с женой хотели успеть построиться до зимы. Но и с максимально оптимизированной технологией не успели (правда, в основном из-за перекрытия и крыши).

Для нас ещё одним решающим фактором было то, что мешки были дешевле рукавов в полтора раза. Учитывая, что на дом у нас ушло примерно 550 мешков, а мешок стоил 7 рублей, то разница в-общем то не такая уж и большая. Но если совокупный бюджет на двоих не превышает 15 тысяч рублей в месяц, а ведь дом — это не только стены, то для нас эта экономия была ощутимой. Возможно, вы найдёте рукава дешевле мешков, и тогда для вас это не минус.

Но несмотря на неудобство, рукава всё же предпочтительней. Т.к. сам рукав тоже является своего рода арматурой, стягивающей всё здание и не дающей ему разъехаться (в случае круглого или купольного дома). Но это при условии, что вы не будете экспериментировать как я и заштукатурите южную стену до того, как полипропилен превратиться в труху. :)

Думать своей головой

Вот вам видео, где чуваки просто бездумно воспроизводят технологию. Так, вместо того, чтобы высыпать ведро с грунтом прямо в мешок, они сначала натягивают мешок на пустое ведро (6:20-7:00). Но ведь мешочная технология как раз удобней тем, что не нужно этого делать! Понимаю, что одному удобней именно так, но пока один мучается-высыпает, другой либо тупит рядом, либо идёт за следующийм ведром, пока первый тупит на стене (7:00-10:00), вместо того чтобы вместе сходить за грунтом и вместе высыпать… Плюс, они зачем-то обрезают мешки (1:15), видимо, для того чтобы подольше помучаться с зашиванием проволокой (1:30-3:10 — почти две минуты!). Вместо того, чтобы завязать мешок за 10-15 секунд , и при завязывании ещё и лишнюю часть мешка скрутить. Плюс, они строят квадратное сооружение толщиной в два мешка (что-то типа погреба), но при этом используют колючую проволоку, которая в данном случае более чем избыточна. И упорно мучаются с железными «совками» (4:30-5:00), которые позволяют двигать мешок по проволоке (без проволоки и «совков» вся эта процедура занимает 5 секунд). Короче, это видео — учебник того, как НЕ надо делать. :)

И наталкивает оно на мысли о том, что некоторые люди настолько пропитались духом общества потребления, что даже знания потребляют лишь в готовом виде, даже не удосужившись поразмышлять своей головой, попытаться оптимизировать технологию. Так что скажу следующее: читая или смотря что-либо (мои статьи, чужие статьи, видео в ютубах), не воспринимайте всё как есть. Попытайтесь понять зачем в конкретной технологии применяется какая-то деталь. Можно ли что-то изменить, какие плюсы и минусы при этом появятся? Короче, надо думать своей головой.

Поделись статьёй с другом!

Комментарии

Есть непонятный момент. Если дом купольный из рукава набитого землей, то я насколько понимаю, там утеплять вообще нечего, он весь утеплен землей от низа до макушки. А вот мешки+крыша, тут да придется повозится с утеплением. В статье же говорится что и купольный нужно утеплять, но непонятно в каком месте и зачем это делать. Ведь стены такие же как и крыша!

Ответить
17 июня 2014, 20:27

Для климата большей части России (Амурской области в том числе) толщины стены в 60 см (ширина мешка/рукава) недостаточна. Дом из грунта (хоть в мешках, хоть в рукавах) в любом случае нужно утеплять.

18 июня 2014, 14:42

Статья хорошая. Но автор перемудрил с утеплением крыши. В том то и преимущество этой технологии, что утепляться не надо. Т.е. вы предлагаете деревянную крышу + 1 метр опилок? И это лучше чем 60 см грунта?
Другое дело, было бы полезно описать как защитить верхний слой от дождя/снега.
Технология скрепления мешков интересная. Как вы считаете, было бы правильно, скреплять мешки веревкой (перевязывать ряды)? Тогда бы все мешки оставались бы целыми. И при штукатурке бы это помогло (вместо сетки).

Ответить
03 августа 2016, 09:39

Евгений, нужно ли утеплять или не нужно — зависит от климата места, в котором строится дом. Если дело происходит в Краснодарском крае, то 60 см грунта более чем достаточно. Если в Амурской области — не достаточно. Важный момент: основные теплопотери (до 50%) происходят через перекрытие и крышу, а через стены — не более 25-30%. Тёпло стремится вверх, физика, все дела. Для купольного дома это соотношение скорее всего будет сдвинуто в сторону крыши, получится смело 50% на крышу, 25% на стены. Разумеется, это зависит от внутренней планировки, а именно от того, есть ли прямой ход тёплого воздуха с первого этажа на второй и далее — закрытая лестница или нет. Опыт показывает, что большинству владельцев геокуполов важна эстетика, поэтому закрытых лестниц в купольных домах я не видел ни разу ни в одном видео или проекте. Также очень часто присутствует второй свет (надеюсь не нужно объяснять этот термин). Короче, в большинстве куполов тёплый воздух безпрепятственно поднимается вверх. Соответственно, верхнюю половину или хотя бы треть дома желательно чем-то дополнительно утеплить, если дом построен в средней полосе или тем более севернее. Хотя, всё зависит от расточительности хозяина относительно дров/газа/электричества/машинного масла/чего-угодно-чем-топят.

1 метр опилок по теплоизоляции лучше чем 60 см грунта раз в 5 минимум. Это раз. Наличие помимо перекрытия ещё и крыши — создаёт дополнительный тепловой буфер (воздух между опилками и крышей тоже служит своеобразным утеплителем). Точно такой же буфер создают сени или тамбур, который рекомендованы строительными ГОСТами даже в Краснодарском крае. Такой тамбур выносит точку росы за пределы утеплителя, что важно для сохранения его теплотехнических характеристик. Для понимания важности тамбура приведу пример с запотеванием замка и замочной скважины. Амурская область. В частном доме решили обойтись без тамбура. В итоге за зиму замок пришлось менять дважды из-за того, что в замочной скважине выпадал конденсат и она ржавела (дверь было невозможно открыть без снятия её с петель либо без вырезания замка болгаркой).

03 августа 2016, 10:26

Что касается верёвки. Смотря что строим.
Если просто вертикальные стены — можно и верёвкой. Но это технологически дольше и хуже по прочности чем колья. И для штукатурки не так сильно поможет — чтобы помогло, перевязка должна быть очень частой. Это и технологически, и материально не оправдано. Быстрее и проще при возведении стен обойтись кольями, а потом отдельно сплести из этой верёвки сетку и использовать как штукатурную. Верёвка, натянутая вертикально особо штукатурке не поможет. Горизонтально — да.
Если же строим купол, то верёвка категорически противопоказана. Имею ввиду в отдельности. Как дополнение к проволоке и кольям — можно. Как их заменитель — нет. Верёвка — вещь эластичная. Она не удержит мешки от падения во время трамбовки (когда угол кривизны стен уже будет больше 30%). Плюс, верёвка имеет свойство растягиваться и скорее всего сделает это.
Но это лишь мои догадки. Если сильно хочется — пробуйте. Но желательно сначала провести эксперимент на небольшом тестовом объекте, чтобы потом не было мучительно больно лежать под упавшим на тебя или не дай Бог на других куполом.

03 августа 2016, 10:39

Здравствуйте! Осенью 2015 решила таким способом построить собачью конуру. Пригласила помощника для набирания земли и подвоза на место. Поскольку приходится постоянно покупать разное зерно, то накопилось много мешков, они и пошли в дело. Времени у меня было не очень много, погода могла испортиться на долго и я решила сделать все на скорую руку и заодно понаблюдать, как сие строение себя покажет. Землю брали из высохшего пруда. Она состояла из глины, песка и камней. Место для будки накрыли рубероидом внахлест. Оно было достаточно утоптанное и на горочке, поэтому дерн оставили. И начали по периметру укладывать мешки, подворачивая горловину. Не перевязывали и не сшивали. А вместо проволоки на каждый мешок клали по 2-3 обычных небольших камня из кучи с крупным щебнем. Выбирали поострее. И сразу было понятно, что так тоже достаточно надежно получается. Т.к. даже с уложенным только одним рядом сверху, при попытке их столкнуть, мешки с места не сдвигались…вообще. После возведения стен была изготовлена временная крыша с выпусками во все стороны для защиты от осадков. Что бы там, где само помещение будки утепление крыши не проваливалось, просто положили короткие жерди, на них огородный укрывной материал и сверху мешки с сеном, а потом еще ряд досок и рубероид. Для входа просто вставили доски и поперечины внизу и наверху. Получилась рама, которая прекрасно удерживает стены. И вот простояла будка уже 1,5 года не оштукатуренная. Кое-где мешки обветшали. Куры помогли, где могли достать, расклевывали и немного конечно повысыпалось грунта. Но глядя на это сооружение, я понимаю, что восстановить утраченное) будет не сложно. На данный момент жду благоприятного момента, что бы довершить процесс. Глина уже подготовлена заранее. Еще не определилась, буду ли в нее подмешивать солому, опилки… Есть пока только опилки. Солома к сожалению за зиму вся закончилась. И долго ждать, когда распутица пройдет, если привозить на заказ. Может быть уговорю себя и нарежу сухой желтой травы без колосьев. Думаю,это альтернатива соломе. Итак, заштукатурю снаружи и внутри и сделаю глинобитный пол. Потом все покрашу фасадным акрилом. А крышу хочу утеплить мешками с сухими листьями. Вот такой у меня будет первый опыт. Еще очень хочется изготовить садовую мебель по той же технологии и в планах наземный погреб, т.к. близко грунтовые воды. Где то мне давно уже попадалась информация про мебель с фотографиями, только сейчас найти не удается.. Я так понимаю, что ее главное чем то защитить атмосфоростойким и гидроизолировать от земли…?

Ответить
01 марта 2017, 15:38

Спасибо за то, что поделились своим опытом!

По поводу вашего вопроса по садовой мебели — да, нужно защитить от влаги. Гидроизолировать и покрыть чем-то влагозащитным. Только предварительно дать высохнуть (для этого наверное соорудить навес над мебелью, если она под открытым небом). Ну и я бы задумался о том, чтоб вода не собиралась на мебели в лужи.

02 марта 2017, 20:39

здравствуйте, я на данный момент заканчиваю строительство дома в 90 квадратов из мешков с глиной. Дом прямоугольный и вы правы лучше кольев не для него ни чего. В том году поднял половину стен, за зому и весну часть мешков разрушилась и глина высыпалась, но оставшаяся уплотнилась и без проблем выдержала нагрузку остальных мешков . Дом у меня обсыпной, толщина стен у замли 2.5 метра, у крыши 0.8. В следующем году закрою сверху землей и будет дом холм с травкой.

Ответить
23 сентября 2018, 07:20

Отлично! Спасибо за описание вашего опыта. Надеюсь, вы позаботились о гидроизоляции стен от земли?

23 сентября 2018, 10:37

Здравствуйте,Николай ,очень хотела бы получить подробное описание строительства Вашего дома -холма из мешков.Хотелось бы знать где такие умельцы есть и пригласить для своей стройки или хотя бы консультации. Моя почта: el.grineva@yandex.ru Да,вот еще что: дом хоть немного заглублен или нет?Для меня это важно.Хочу полузаглубленный дом по мешочной системе,но боюсь про сырость от земли.Может Вы знаете ответы на эти вопросы?

19 октября 2018, 06:06

Добрейший день! будем строить дом из мешков с землей на 2/3, 1/3-верх- купол каркасник из гудкарма, ради экономии предполагаем треугольники забить смесью из цементоопилок. либо глиночурка?? Да цемент тоже недолюбливаем, но полагаю это долговечнее. внутри и снаружи каркас обшивается осб-плитой, затем снаружи колотая лиственичная черепица. НЕ ЗНАЕМ БУДЕТ ЛИ ТЕПЛО В СИБИРИ??? ))) под такой технологией.
или все-таки запустить хотя-бы один слой минваты 5см?? или МОХ или КАМЫШ))
и главный вопрос- 2/3 нижняя часть, которая из земли- как ее стоит УТЕПЛИТЬ ДЛЯ СИБИРИ??

Ответить
26 января 2020, 13:53

Добрый день, Любовь. Будет ли тепло зависит от толщины стен (точнее, ограждающих кострукций в вашем случае). Если цементоопилки — 20 сантиметров вполне хватит. Если глиночурка, то около 30-50% хуже чем чистый брус (вдоль волокон теплопроводность дерева выше чем поперёк, плюс у глины она выше чем у дерева).

25 августа 2020, 14:28

Доброго времени суток. Вот меня тоже заинтересовал такой метод. Хотели ставить купольный деревянный. Даже под фундамент круги подготовили. Но живём около леса и частенько ведём борьбу с пришельцами-грызунами.А как быть с мышами и крысами?

Ответить
13 февраля 2021, 01:20

Добрый день! Как мне видится, деревянный купол в смысле защиты от грызунов ничем не отличается от любого деревянного дома.

Честно, я ни разу не изучал этот вопрос. Но, насколько я понимаю, снизу дом закрывают металлической сеткой с мелкой ячейкой. А по периметру делают специальную металлическую «юбку», чтобы мыши не могли залезть по стене. Диаметр проволоки сетки: чем толще, тем лучше.

Повторюсь, я не лучший советчик в этом вопросе. Изучите более авторитетные источики.

06 июня 2021, 10:51

Добавить комментарий: